Указы, изданные в христианской римской империи, о которых в христианской религиозной среде открыто не говорят.

  The decrees published in the christian roman empire, which are not openly talked about in the christian religious environment.
Продолжение публикаций:
 Роль Иеронима Стридонского в создании первой христианской Библии - Вульгаты.
Малоизвестные факты из истории христианства, о которых предпочитают не говорить.


       В этой публикации я расскажу про два - очень неординарных эдикта (указа), которые были изданы в христианской римской империи.
Эти эдикты впоследствии вошли в свод законов под названием "Кодекс Феодосия", о котором шла речь в публикации: Малоизвестные факты из истории христианства, о которых предпочитают не говорить.
Параллельно изданию данных эдиктов велись работы по созданию первой христианской Библии на латинском языке - Вульгаты, которые продолжались ориентировочно до 420 года.
     Хочу подчеркнуть, что про эти указы в христианской среде практически не упоминают и открыто не говорят.
    На что есть веские причины.
    Так как содержание этих эдиктов проливает свет на очень темную сторону христианства, которую очень тщательно скрывают.

    Поэтому предлагаю ознакомится с содержанием этих эдиктов, а также с важными вопросами и некоторыми подробностями связанными с данными "правовыми актами".

   Привожу сокращенную версию данных эдиктов в русском переводе.

 

"CTh. XVI. 5. 40
22 февраля 407


Мы недавно объявили наше мнение относительно донатистов. Однако, особенно мы указываем преследовать в судебном порядке
с самой заслуживающей суровостью манихиев, фригиян и присциллиан. Поэтому, этот разряд людей не будет иметь законы и обычаи общие с остальным человечеством[37].

1. … это наша воля, чтобы такая ересь рассматривалась как публичное преступление ... совершенное против божественной религии … приносящее вред всем …

2. Мы также будем преследовать ранее указанных лиц посредством
конфискации их имущества, из которого, однако, мы приказываем предоставить каждому из их следующих[38] родственников …мы разрешаем таким родственникам принимать данное имущество при условии, что они сами не загрязнены

3. Также наша воля,
чтобы являлось незаконным принятие еретиками любого дара или вступление в наследство

4. …
мы не разрешаем никому … признанным  виновным[39] совершать дары, покупать, продавать или, наконец, заключать договоры.

5.
Расследование должно простираться и после смерти .., если любой человек[40] будет изобличен, что он был манихеем, или фригиянином, или присциллианином, то документ с его последней волей будет недействительным, оставил ли он его в форме завещания, кодицилы, письма или в любой другой форме… мы не позволяем детям становиться наследниками, … если они не отказались от испорченности своих отцов

7. Если будут иметься земельные владения,
на которых сообщества данных людей устраивали собрания и, хотя собственник и не вовлекался в качестве участника в преступление, но знал и не запретил это, то такое поместье будет присоединено к нашей собственности. Если собственник пребывал в неведении, относительно этого, то его смотритель … будет бит плетью со свинцом и предан навечно труду в рудниках, … главный арендатор … будет сослан.

8. Если правитель провинции … отсрочит судебное разбирательство по таким преступлениям … или он пренебрегает наказанием таким людям, то он буден наказан штрафом в 12 фунтов золотом. Также … служащие провинции будут сдержаны наказанием штрафом в 10 фунтов золотом.

CTh. XVI. 5. 41
15 ноября 407


Хотя это и обычно, чтобы преступления были искупаемы посредством наказания, наша воля, тем не менее, исправить развращенные желания людей посредством … раскаяния. Поэтому, если любые еретики ...
примут посредством простого исповедания католическую веру и обряды, … повелеваем, чтобы они были освобождены от всякой вины ... наказания … возможно будет избежать, достаточно лишь, чтобы они осудили свое ложное учение."


В конце статьи размещены ссылки и полный текст эдиктов на латыни. Ознакомится с текстом на латыни можно при помощи электронного переводчика - перевод не точный, но общий смысл понятен.  

      Теперь по сути.

     Данные эдикты были изданы 22 февраля 407 года и 15 ноября 407 года.
Согласно этих указов приверженцы определенных духовных взглядов были выделены в особую группу людей.
Также эти акты определяли форму наказания для осужденных.

    Касательно авторства этих законов.
    В конце эдиктов (как автора) указано имя императора восточной римской империи - Феодосия II (Theodosio II).
    Но на момент издания данных указов ему было всего около шести лет от роду.
Поэтому, в то время, императорский титул (до 408 года) он делил со своим отцом - Флавием Аркадием, который был сыном императора Феодосия I.
    Историки утверждают, что даже повзрослев, император Феодосий II не приступил к решению государственных дел, а возложил их на своих придворных и родственников.

   Учитывая вышесказанное, думаю, стоит разобраться в том, кто мог быть реальным автором данных указов.

    В прошлой теме я рассказывал о том, что после смерти римского папы Дамасия I, его секретарь Иероним Стридонский был вынужден оставить свою должность и навсегда покинуть Рим.
Иероним переехал в восточную часть римской империи и поселился в Антиохии.
    Судя по его письмам, он сблизился с Феофилом Александрийским, который  примерно в то же время - в 385 году занял александрийскую патриаршую кафедру.
После чего Феофил стал покровителем Иеронима.
Строки из письма Иеронима александрийскому папе свидетельствуют о том, что Феофил финансировал его работы .
"Я не слово в слово перевел, как делают красноречивые переводчики, и не прибавил денег, которые ты давал мне по частям, а отвесил в равной мере, чтобы не было никакого ущерба в мыслях, хотя бы кое-чего и не доставало в словах." (Письмо Иеронима к Феофилу).

    Феофил внедрил в христианство некоторые обрядные особенности заимствованные из язычества, согласно которых, объектом поклонения становились неодушевленные предметы - церковная посуда, церковная одежда и другая церковная атрибутика.
О чем упоминает в своем письме Иероним:
"В сочинении твоем я с уважением признал пользу его для всех церквей, – чтобы невежды, вразумленные свидетельством Писаний, научились, с каким благоговением должны они почитать святыню и совершать служение при алтаре Христовом, – научились, что священные сосуды и святые покровы и прочее, принадлежащее к богослужению страдания Господня, не есть нечто не имеющее священного значения, как пустое и не имеющее смысла, но, по соприкосновению (consortio) с телом и кровью Господа, должно быть почитаемо таким же величием, как тело и кровь Его." (Письмо Иеронима к Феофилу)

    Кстати, касательно Писания - Иероним пишет неправду, так как установок по поводу подобного поклонения посуде и одежде в Библии - НЕТ, если только сочинения Феофила он не приравнивает к библейским книгам.

    По сути, Феофил ввел в христианство поклонение церковным предметам и одежде, которое применялось до этого в язычестве.
Что говорит о его языческих взглядах.

    Интересно то, что в начале своего папства Феофил был сторонником учения Оригена.
Но после сближения с Иеронимом его взгляды изменились на прямо противоположные. Примерно также, как в свое время случилось со взглядами самого Иеронима, когда после близкого знакомства с Дамасом он также отказался от учения Оригена и стал его ярым противником.
    Думаю, Иероним поделился с Феофилом многими знаниями и опытом, которые он получил будучи "правой рукой" кровавого папы Дамаса I.
Так как александрийский папа Феофил вдруг кардинально изменил свои духовные взгляды и стал на практике применять "грязные методы", которые были присущи папе Дамасу.
    Феофил Александрийский создал сеть осведомителей и шпионов, в том числе при императорском дворе.
Хотя вполне возможно, что он воспользовался сетью осведомителей созданной Дамасом и переданной ему в пользование Иеронимом.
Так как именно Иероним, до вступления в должность секретаря  римского папы, довольно продолжительное время находился  в восточной части римской империи, где занимался сбором информации и курировал сеть "сторонников" и осведомителей Дамасия. Поэтому вполне логично допустить то, что шпионская сеть созданная Дамасом перешла в подчинение Феофилу.
Этим собственно и можно объяснить радикальные перемены в духовных взглядах Феофила Александрийского.

    Подобно Дамасу - Феофил установил жесткую религиозную диктатуру, требуя от своих подчиненных епископов - послушания и покорности.
Непослушных же отправлял в тюрьмы или в изгнание.

    В следствии  интриг и заговоров он добился того, что архиепископ Константинополя - Иоанн Златоуст был отстранен от занимаемой должности.
Во время проведения так называемого "Собора под Дубом" где председательствовал Феофил - Иоанн Златоуст был обвинен, после чего Император Аркадий (в 404 году) согласился сослать Златоуста. Находясь в изгнании  Иоанн Златоуст тяжело заболел (в 406 году) и в итоге скончался (в 407 году).
    В результате этих интриг Феофил стал самым влиятельным папой в восточной части, а возможно и во всей римской империи.
В результате чего он получил огромную религиозную власть и влияние.

    Феофил вел беспощадную борьбу с оригенизмом и другими еретическими направлениями в христианстве
Он жестоким образом расправлялся со своими духовными оппонентами, с которыми еще несколько лет назад - был в дружеских отношениях.
Среди духовных оппонентов оказались очень авторитетные монахи - Долгие братья (или Длинные (высокие) братья). Четыре родных брата: Диоско́р, Евсе́вий, Евфи́мий и Аммо́ний, которые одно время были очень близкими друзьями Феофила.
Но когда Феофил кардинально изменил свое отношение к учению Оригена, приверженцами которого были Долгие братья - дружеское отношение к братьям сменилось на ненависть.
В результате параноидальной кампании против предполагаемого оригенизма и четырех Долгих братьев, по приказу Феофила Александрийского, по некоторым данным, было убито около 10 000 монахов.
    Что очень наглядно демонстрирует реальную духовную суть христианского лидера того времени.

   Кстати,  Иоанн Златоуст находясь в ссылке скончался в 407 году - в том самом году, когда были изданы вышеупомянутые эдикты.

   Учитывая вышесказанное, главным автором этих указов  (по моему личному мнению) мог быть - Феофил Александрийский.
   Так как к этому моменту он обладал огромной религиозной властью и влиянием в римской империи.
Более чем уверен, что по своему влиянию он превзошел даже папу Дамасия I.
Так как его влияние распространилось не только на религиозную среду, а также и на светское аристократическое сословие римской империи, включая императорскую семью. 
   Но так как изданные наивысшим религиозным лицом указы на тот момент (еще) не имели силы государственного закона - данные эдикты были номинально утверждены шестилетним императором Феодосием II.

 
    Таким образом желание и воля Феофила Александрийского обрела статус императорского эдикта -"наивысшего" по своему статусу закона в римской империи.

    Подчеркну - это мое личное мнение, которое сложилось на основании изученных писем Иеронима, а также исторических фактов (в том числе изложенных в этом блоге).

    

    Теперь немного о тех, кого касались данные эдикты.

     Указ 22 февраля 407 года был беспрецедентным по своему содержанию.
Он регламентировал особое отношение к представителям определенных верований и духовных взглядов людей, населявших римскую империю.
А именно - манихиев, фригиян и присциллиан.

     В наши дни о приверженцах этих духовных направлений известно очень мало.
В большинстве своем, благодаря христианской церкви.
Так как именно представители христианской церкви, вместе с римскими властями занимались уничтожением каких либо письменных свидетельств этих верований.

    Относительно манихеев - их считают носителями христианско-гностических еретических взглядов.
Практически все их письменные свидетельства были уничтожены, за исключением случайно сохранившихся небольших отрывков.
Поэтому все, что осталось от письменных источников их духовных взглядов - это главным образом, упоминание их высказываний другими христианскими авторами, которые были их духовными оппонентами.
Что сложно назвать объективным.

    Фригияне, по моему мнению, - люди жившие в исторической области Малой Азии, которая носила название Фригия.

     Хочу отметить, что в этой области  или в относительной близости от нее (область, которая  называется Лидия) находился город Сардис, упоминаемый в Книге Откровение.
Кстати, остальные города упомянутые в Откровении, также расположены в относительной близости от Сардиса и друг от друга.
    Дело в том, что Фригия не имела строгих исторических границ.
Так что римляне могли называть Фригией всю Малую Азию, или как указывается в Книге Откровение - Асию ("находящимся в Асии").
Поэтому потомки тех, о ком упоминалось в Откровении (в послании Семи Церквям) могли именоваться - фригийцами.

     Присциллиане - это люди, которые разделяли духовные взгляды епископа Присциллиана.
Про этого испанского епископа я рассказывал в публикации: Папа Дамасий I - кровавый узурпатор и христианский "святой".
     Коротко напомню.
Присциллиан вел довольно аскетичный образ жизни, был вегетарианцам и сторонником сдержанности во всем.
У Присциллиана был свой, независимый взгляд на Писание и на другие духовные вопросы, чем собственно он и отличался от остальных представителей высшего христианского духовенства.
Но именно это отличие стало причиной его осуждения со стороны своих высокопоставленных коллег.
В следствии чего епископ Присциллиан был осужден по сфабрикованному против него обвинению. 
Его осудили и казнили вместе с пятью последователями (по другой версии - с 4 последователями).
   Это был первый случай в истории уже христианской римской империи, когда был казнен христианский епископ и его последователи.

    Но вернемся к текстам этих указов.

Выделю наиболее важное.

"CTh. XVI. 5. 40
22 февраля 407


Мы недавно объявили наше мнение относительно донатистов. Однако, особенно мы указываем преследовать в судебном порядке
с самой заслуживающей суровостью манихиев, фригиян и присциллиан. Поэтому, этот разряд людей не будет иметь законы и обычаи общие с остальным человечеством[37].

1. … это наша воля, чтобы такая ересь рассматривалась
как публичное преступление ... совершенное против божественной религии … приносящее вред всем

2. Мы также будем преследовать ранее указанных лиц посредством
конфискации их имущества, …мы разрешаем таким родственникам принимать данное имущество при условии, что они сами не загрязнены

3. Также наша воля,
чтобы являлось незаконным принятие еретиками любого дара или вступление в наследство

4. …
мы не разрешаем никому … признанным  виновным[39] совершать дары, покупать, продавать или, наконец, заключать договоры.

5.
Расследование должно простираться и после смерти .., если любой человек[40] будет изобличен, что он был манихеем, или фригиянином, или присциллианином, то документ с его последней волей будет недействительным, оставил ли он его в форме завещания, кодицилы, письма или в любой другой форме… мы не позволяем детям становиться наследниками, … если они не отказались от испорченности своих отцов

7. Если будут иметься земельные владения,
на которых сообщества данных людей устраивали собрания и, хотя собственник и не вовлекался в качестве участника в преступление, но знал и не запретил это, то такое поместье будет присоединено к нашей собственности. Если собственник пребывал в неведении, относительно этого, то его смотритель … будет бит плетью со свинцом и предан навечно труду в рудниках,главный арендатор … будет сослан.

8. Если правитель провинции …
отсрочит судебное разбирательство по таким преступлениям … или он пренебрегает наказанием таким людям, то он буден наказан штрафом в 12 фунтов золотом. Также … служащие провинции будут сдержаны наказанием штрафом в 10 фунтов золотом.

CTh. XVI. 5. 41
15 ноября 407


Хотя это и обычно, чтобы преступления были искупаемы посредством наказания, наша воля, тем не менее, исправить развращенные желания людей посредством … раскаяния. Поэтому, если любые еретики ...
примут посредством простого исповедания католическую веру и обряды, … повелеваем, чтобы они были освобождены от всякой вины ... наказания … возможно будет избежать, достаточно лишь, чтобы они осудили свое ложное учение."

   Рассмотрим некоторые особенности данных законов.

   Посредством эдикта 22 февраля 407 года, манихиев, фригиян и присциллиан лишили практически всех гражданских прав на территории римской империи.

Их выделили в отдельную категорию людей, которые по мнению христианских лидеров "НЕ ЗАСЛУЖИВАЮТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ" - "Поэтому, этот разряд людей не будет иметь законы и обычаи общие с остальным человечеством".
     Проведения их собраний запрещались и жестоко наказывались, а преследование за их духовные взгляды продолжалось даже после их смерти.

    Но судя по событиям, которые произошли во времена правления Юстиниана I, многие  отказались принимать то, что им насильно навязывалось христианской римской властью.

   Прошу обратить внимание на одну, очень важную особенность второго эдикта, изданного 15 ноября 407 года, где во избежание наказаний - предлагалось принять христианскую католическую религию и ее обряды.

   Хочу напомнить, что со времен правления Константина I (и ранее) – практически все верующие в Сына Божьего, по мнению христианских историков - приравнивались к христианам и считались христианами.

   Но вот в чем парадокс.
Согласно эдикта 15 ноября 407 года  вдруг оказалось, что некоторые ранее причисленные к христианам – обязаны принять католическую христианскую религию и ее обряды.
    То есть когда это было выгодно - к христианству причисляли всех, кого можно было причислить.
Но когда дело дошло до конкретики - оказалось, что далеко не все ранее причисленные к христианам, по мнению христианского руководства, приняли христианство.

    Этим указом открылась неправда о многочисленных верующих людях, населявших римскую империю, которых попросту причислили к христианам без их ведома и согласия. А создавали всю эту неправду посредством своих сочинений и "исторических" трудов - Евсевий Кесарийский, Лактанций и другие христианские авторы.
Так как на самом деле оказалось, что христианство не принято еще большим количеством людей, которые также веровали в Сына Божьего, но совсем не так, как навязывала им христианская католическая церковь.
Что собственно и решили исправить издатели вышеупомянутых эдиктов. 

   Про последствия этих указов (и тех, что позднее издал Юстиниан) я планирую рассказать в следующей публикации.
А пока вернемся к содержанию вышеизложенных эдиктов.

   Заканчивая этот рассказ - хочу отметить очень важное.

   Согласно эдикта 22 февраля 407 года, сторонникам этих духовных направлений запрещалось - "совершать дары, покупать, продавать и заключать договора".

То есть тем, кто не принимал христианскую религию, не принимал христианские обряды - запретили, что либо покупать и продавать !!!

Во избежание такой участи, согласно эдикта 15 ноября 407 года - нужно было отказаться от своей веры и принять христианскую католическую религию в том числе ее обряды, которые во многом были заимствованны из язычества.

Выводы делайте сами ...

В следующей публикации я планирую рассказать про императора Юстиниана I и про некоторые факты связанные с применением этих указов.

Опубликовано 04.04.2020. (Внесены изменения 06.07.2022),

автор: Виктор Коростынский (vikkor).

...
Несколько строк по поводу своих публикаций.

    Лично я - не принимаю христианскую религию, как собственно и все другие человеческие религии и считаю, что Истинная Вера в Бога имеет существенные отличия от человеческой религии, о чем рассказывал в публикации - "Истинная Вера и религия - главные отличия." 

    ... я негативно отношусь к религиозному фанатизму, но более негативно и категорически неприемлемо я отношусь к атеистическим взглядам. Поэтому ни в коем случае я не призываю принимать какие либо атеистические взгляды или переходить из одной религии в другую, так как абсолютно все человеческие религии, независимо от их названия, по моему мнению, в большей или меньшей мере являются ошибочными духовными направлениями, ведущими в лучшем случае - в никуда. 

    ... я никого не учу и не навязываю своего мнения, кому что принимать - дело личное.

Поэтому меня не интересуют - ни споры, ни пустая полемика по поводу несоответствия взглядов. Возможен исключительно конструктивный диалог без негатива и переходов на личности по поводу фактов изложенных в моих публикациях.

   ...  свои личные взгляды и выводы с малознакомыми, агрессивно настроенными, бескультурными и тем более неадекватными людьми обсуждать - нет желания, так как это - личное, а о личном - предпочитаю говорить, только с близкими мне по взглядам людьми.   

    Лично я, верю в Единственного Истинного Бога и считаю, что только Истинная Вера может привести человека к Богу, привести верующего человека к Спасению.
Истинная Вера, основанная на личном понимании и принятии, а главное - исполнении Истинных Слов Бога, Которые около 2000 лет назад передал людям - Сын Божий от Своего Отца,... Истинных Слов Бога, засвидетельствованных учеником Сына Божьего - Йохананном (Иоанном) в книге, которую называют
Евангелие от Иоанна.    

 

Мир вам.  

……….
Ссылки:
 Отрывки из Кодекса Феодосия. Законы о религии. (отрывки из Кодекса на русском яз.) 
 Кодекс Феодосия на латинском IMPERATORIS THEODOSII CODEX liber decimus sextus.

Тексты эдиктов на латыни.

CTh.16.5.40pr.

Idem aaa. Senatori praefecto Urbi. Quid de donatistis sentiremus, nuper ostendimus. Praecipue tamen manichaeos vel frygas sive priscillianistas meritissima severitate persequimur. Huic itaque hominum generi nihil ex moribus, nihil ex legibus sit commune cum ceteris. (407 febr. 22).

CTh.16.5.40.1

Ac primum quidem volumus esse publicum crimen, quia quod in religionem divinam conmittitur, in omnium fertur iniuriam. (407 febr. 22).

CTh.16.5.40.2

Quos bonorum etiam publicatione persequimur, quae tamen cedere iubemus proximis quibusque personis, ita ut ascendentium vel descendentium vel venientium ex latere cognatorum usque ad secundum gradum velut in successionibus ordo servetur. Quibus ita demum ad capiendas facultates esse ius patimur, si non et ipsi pari conscientia polluuntur. (407 febr. 22).

CTh.16.5.40.3

Ipsos quoque volumus amoveri ab omni liberalitate et successione quolibet titulo veniente. (407 febr. 22).

CTh.16.5.40.4

Praeterea non donandi, non emendi, non vendendi, non postremo contrahendi cuique convicto relinquimus facultatem. (407 febr. 22).

CTh.16.5.40.5

In mortem quoque inquisitio tendit. Nam si in criminibus maiestatis licet memoriam accusare defuncti, non inmerito et hic debet subire iudicium. Ergo et suprema illius scriptura irrita sit, sive testamento sive codicillo sive epistula sive quolibet genere reliquerit voluntatis qui aut manichaeus aut fryga aut priscillianista fuisse convincitur, hoc quoque casu eadem illa circa gradus superius comprehensos condicione servata: alioquin nec filios heredes existere aut adire permittimus, nisi a paterna pravitate discesserint: delicti enim veniam paenitentibus damus. (407 febr. 22).

CTh.16.5.40.6

Servos etiam extra noxam esse volumus, si dominum sacrilegum revertentes ad ecclesiam catholicam servitio fideliore transierint. (407 febr. 22).

CTh.16.5.40.7

Praedium, quo se huiusmodi hominum coetus, domino, etsi non communione criminis implicato, sciente tamen nec prohibente, contraxit, patrimonio nostro societur, ac, si dominus ignoravit, actor vel procurator possessionis cohercitus plumbo perpeti metallorum operi deputetur, conductor, si idoneus est, deportabitur. (407 febr. 22).

CTh.16.5.40.8

Rector provinciae, si haec crimina dissimulatione vel gratia delata distulerit aut convicta neglexerit, sciat se multa viginti librarum auri feriendum. Defensores quoque et principales urbium singularum nec non et officia provincialia decem librarum auri poena constringet, nisi in his, quae a iudicibus super hoc praecepta fuerint, exsequendis et sagacissimam curam et sollertissimam operam commodarint. Dat. VIII kal. mart. Romae Honorio VII et Theodosio II aa. conss. (407 febr. 22).

 

CTh.16.5.41

Idem aaa. Porfyrio proconsuli Africae. Licet crimina soleat poena purgare, nos tamen pravas hominum voluntates admonitione paenitentiae volumus emendare. Quicumque igitur haereticorum, sive donatistae sint sive manichaei vel cuiuscumque alterius pravae opinionis ac sectae profanis ritibus adgregati, catholicam fidem et ritum, quem per omnes homines cupimus observari, simplici confessione susceperint, licet adeo inveteratum malum longa ac diuturna meditatione nutriverint, ut etiam legibus ante latis videantur obnoxii, tamen hos, statim ut fuerint deum simplici religione confessi, ab omni noxa absolvendos esse censemus, ut ad omnem reatum, seu ante contractus est seu postea quod nolumus contrahitur, etiamsi maxime reos poena videatur urgere, sufficiat ad abolitionem errorem proprio damnavisse iudicio et dei omnipotentis nomen, inter ipsa quoque pericula requisitum, fuisse complexum, quia nusquam debet in miseriis invocatum religionis deesse subsidium. Ut igitur priores quas statuimus leges in excidium sacrilegarum mentium omni executionis urgueri iubemus effectu, ita hos, qui simplicis fidem religionis licet sera confessione maluerint, censemus datis legibus non teneri. quae ideo sanximus, quo universi cognoscant nec profanis hominum studiis deesse vindictam et ad rectum redundare cultum legum quoque adesse suffragium. Dat. XVII kal. dec. Romae Honorio VII et Theodosio II aa. conss. (407 nov. 15).

http://ancientrome.ru/ius/library/codex/theod/liber16.htm#4