Про библейский канон и ереси. Часть вторая. Ориген.

Двуличие, разногласия и конфликты в христианстве.
Про библейский канон и ереси.  Часть вторая.  Ориген.

    В первой части я начал рассказ о таких христианских понятиях, как ересь и библейский канон.
Во второй - хочу более подробно остановится на личности, которая стала камнем преткновения  в христианском мире.

Имя этого человека - Ориген.

      Ориге́н Адама́нт "(др.-греч. Ὠριγένης Ἀδαμάντιος, лат. Origenes Adamantius; ок. 185, Александрия — ок. 254, Тир) — греческий христианский теолог, философ, учёный[1]. Основатель библейской филологии. Автор термина «Богочеловек»[2]" (Википедия).

     Ориген сильно отличается от большинства христианских "учителей" и христианских "авторитетов" - так называемых "отцов церкви".
Он вел аскетический образ жизни, согласно некоторым источникам - был трезвенником и вегетарианцем.
Ориген был сторонником пацифизма - не полного, а лишь частичного, так как все таки допускал войны в определенных случаях. 
    Но главным его отличием и внутренним принципом, который выделяет его из христианской среды, по моему личному мнению - была свобода мышления и свобода духовного выбора, что собственно он исповедовал, чем вызывал гнев и ненависть со стороны своих оппонентов.
   Он не настаивал на том, что его взгляды являются догматическими и неоспоримыми, а представлял их как пищу для размышления.
      
     «впрочем, сам читатель пусть тщательно обсудит и исследует то, что сказали мы относительно обращения ума в душу и прочее, что, по-видимому, относится к этому вопросу; а мы, со своей стороны, высказали это не в качестве догматов, но в виде рассуждения и изысканий». «Мы скорее предложили читателю мысли для обсуждения, нежели дали положительное и определённое учение». «Что касается нас, то это — не догматы; сказано же ради рассуждения, и нами отвергается: сказано это только затем, чтобы кому-нибудь не показалось, что возбуждённый вопрос не подвергнут обсуждению»[15].
(Выдержки из работы Оригена «О началах».)

    Свои выводы он называет мыслями для обсуждения, но никак не догматическим учением.
Поэтому назвать высказывания Оригена учением - сложно, скорее идеями, которые можно и нужно обговаривать. Хотя в последствии его выводы получили название Оригенизм и статус учения.

    Он открыто высказывал свою личную точку зрения, которая часто не совпадала с общепринятыми в христианстве взглядами.
Например, он допускал, что книги : 2 Послание Иоанна , 3 Послание Иоанна и 2 Послание Петра являются поддельными.
Наиболее важными он считал Евангелие от Иоанна и Послания Павла.
А так как Ориген хорошо понимал последствия своих высказываний - стремлением к власти или деньгам его деятельность, думаю, назвать нельзя.
    Как по мне, он действительно во многом пытался разобраться и , возможно, хотел помочь людям стремящимся найти истинный путь к Богу.
    Но нашел ли он сам этот путь - сложно сказать. Так как многие из его работ были полностью или частично утрачены. А о самом мировоззрении Оригена, которое со временем претерпевало существенные изменения - можно судить только по работам более поздних авторов, но что самое важное - с позиции и с учетом духовных взглядов самих переписчиков.
Что сложно назвать объективным.

   Ориген много лет посвятил толкованию писаний. Согласно более поздним свидетельствам, он является автором около 2000 работ.

    Но главным трудом Оригена принято считать - «Гексаплу».
Это первое критическое издание Библии.

      "Гекса́пла (также Гекса́плы, Гекза́плы; Экза́плы[1]; др.-греч. Ἑξαπλᾶ — «ушестерённая [Библия]»[Прим 1]; лат. Hexapla) — синоптический[Прим 2] свод текстов Ветхого Завета, составленный Оригеном примерно к 245 году; первый в истории образец библейской критики, не имевший в античности аналогов.
   Цель составления Гексапл дискутируется. Скорее всего, книга предназначалась для христианско-раввинской полемики относительно испорченности текста Писания. Свод включал еврейский текст, его огласовку в греческой транскрипции и как минимум четыре параллельных греческих перевода, в том числе Септуагинту; в этом плане он является прототипом позднейших полиглотт[2][Прим 3]." (Википедия).

      "Текст Гексаплы был организован в виде шести столбцов, представлявших синхронизированные редакции одного и того же ветхозаветного текста:
    еврейский консонантным письмом (неогласованный, так называемый протомасоретский);
    еврейский в греческой транслитерации (то есть запись огласовки первого);
    греческий перевод Акилы Понтийского (II века);
    греческий перевод Симмаха (конца II века);
    Септуагинта с редакторским аппаратом самого Оригена;
    греческий перевод Феодотиона (середины II века)[8]." (Википедия).

   «Гексапла» не сохранилась целиком, а дошла до наших дней лишь во фрагментах.
Думаю, что на это были веские причины.
Главная причина - несоответствие переводов.
Что, возможно, и пытался как то оправдать или объяснить Ориген.

    "Всед за Филоном Александрийским, он разрабатывал доктрину о трёх смыслах Библии:
    «телесном» (буквальном)
    «душевном» (моральном)
    «духовном» (философски-мистическом), которому отдавалось безусловное предпочтение[12]".(Википедия. Раздел Учение).

    Отдав предпочтение философско-мистическому смыслу Библии, Ориген пришел к своему пониманию.
Подчеркну, Ориген принимал Библию в том числе как философско-мистический источник, точно также как и греко-римские философы принимали работы Гомера, Геосида и Виргилия.
О чем я рассказывал в публикации :  "Истоки истории и философии."

   Формируя свои взгляды Ориген применил научный подход, как это было принято в греко-римской культуре.
Он очень серьезно подошел к изучению древних текстов, создав «Гексаплу».
Но разночтения в различных переводах - объяснить было трудно.
Поэтому выводы Оригена были основаны на мистическом и аллегорическом восприятии текстов писания.
Что уже ранее применялось в создании греческой и римской мифологии, которые в свою очередь являлись составными античных, языческих религий.
    При формировании своих взглядов Ориген не отступил от принципов философского подхода.
Более того, он применил некоторые философские выводы Платона, в частности теорию переселения душ.
Ориген вывел собственное виденье платоновских взглядов в соответствии с новыми источниками знаний.
     "Ориген учил о предсуществовании человеческих душ — доктрина, заметно отличающаяся от традиционного понимания реинкарнации в индуизме или платонизме. Согласно доктрине о предсуществовании душ, души не воплощались в животных или растений — они продвигались по пути к совершенству, принимая всё более и более «просветлённые» тела в человеческих формах жизни. Ориген утверждал, что падшие души реинкарнируются в телах ангелов, в человеческих телах на земле или в более низших, демонических формах жизни, постепенно проходя череду перевоплощений в условной «лестнице иерархий» разумных существ." (Википедия. Раздел. Предсуществование душ.).

    Ориген,  долгие годы считался авторитетным христианским учителем.
Его признавали христианские авторитеты, такие как Евагрий Понтийский, Евсевий Кесарийский и др.
Идеи Оригена использовали в своих трудах более поздние христианские авторы и мыслители: Евсевий Памфил, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Василий Великий и др.
    Христианский историк Евсевий Кесарийский активно и открыто выступал в поддержку Оригена и его взглядов.
Даже Иероним Стридонский, создатель канонического латинского текста Библии, одно время придерживался учения Оригена.
     
     "В течение столетия, последовавшего за смертью Оригена, многие ведущие богословы, избегая упоминания имени Оригена, перефразировали его мысли в своих собственных сочинениях. В IV веке его взгляды излагал Эвагрий Понтийский, а от него они перекочевали в сочинения святого Иоанна Кассиана. Епифаний Кипрский." (Википедия. Раздел. Оригенизм.).

  
     В конце жизни, за свои взгляды Ориген был заключен в тюрьму где подвергся пыткам. После тюрьмы и телесных истязаний, выйдя на свободу он вскоре скончался.

   Около 300 лет - Ориген считался признанным авторитетом и учителем христианской церкви.

   Но в 543 году эдиктом (указом) римского императора Юстиниа́на I - Ориген был осужден и признан еретиком, что было закреплено в том же году на поместном соборе в Константинополе.
Позднее, на Пятом Вселенском соборе в 553 году,  на Латеранском соборе 649 года, на Шестом Вселенском соборе 680-681 гг. - Ориген и его взгляды (учения) были осуждены повторно.

    Несмотря на это, труды Оригена не были уничтожены (по крайней мере все) и пользовались популярностью в христианской среде даже после объявления его еретиком.
   
   "Несмотря на официальное осуждение, труды Оригена не исчезают из богословской библиографии. Наблюдается изучение еретического теолога в средневековых сочинениях, ощутимо сказывается его влияние в трудах Иоанна Скота Эриугены, в эпоху Ренессанса закономерно повышается интерес к циклической концепции времени и развитие других метафизических воззрений Оригена[12]." (Википедия).

    Отчасти, Ориген продолжил дело начатое Фило́ном Александри́йским и Иосифом Флавием.
Он, как и его предшественники, применил философский подход и греко-римские принципы в создании христианского учения.
Но главным его отличием была - приверженность к свободе мышления и свободе выбора, что никак не соответствовало принципам ново созданной религии.
Возможно поэтому Филона и Иосифа миновала участь осуждения, а Ориген получил за свои деяния сполна.
    Получил от римского императора Юстиниа́на I, который по сути и возглавлял во времена своего правления христианскую церковь.

Это наглядно демонстрирует двуличие и непостоянство в христианской среде.
А главное показывает, кто на самом деле стоял во главе христианской церкви и принимал активное участие в ее создании. ("Римская империя - империя зла, созданная в духе зла и под руководством зла.").



автор: Виктор Коростынский (vikkor), опубликовано 11.01.2020.

...
     Несколько строк по поводу своих публикаций.
    Лично я - не принимаю христианскую религию, как собственно и все другие человеческие религии и считаю, что Истинная Вера в Бога имеет существенные отличия от человеческой религии, о чем рассказывал в публикации - "Истинная Вера и религия - главные отличия." 
    ... я негативно отношусь к религиозному фанатизму, но более негативно и категорически неприемлемо я отношусь к атеистическим взглядам. Поэтому ни в коем случае я не призываю принимать какие либо атеистические взгляды или переходить из одной религии в другую, так как абсолютно все человеческие религии, независимо от их названия, по моему мнению, в большей или меньшей мере являются ошибочными духовными направлениями, ведущими в лучшем случае - в никуда. 
    ... я никого не учу и не навязываю своего мнения, кому что принимать - дело личное.
Поэтому меня не интересуют - ни споры, ни пустая полемика по поводу несоответствия взглядов. Возможен исключительно конструктивный диалог без негатива и переходов на личности по поводу фактов изложенных в моих публикациях.
   ...  свои личные взгляды и выводы с малознакомыми, агрессивно настроенными, бескультурными и тем более неадекватными людьми обсуждать - нет желания, так как это - личное, а о личном - предпочитаю говорить, только с близкими мне по взглядам людьми.   
    Лично я, верю в Единственного Истинного Бога и считаю, что только Истинная Вера может привести человека к Богу, привести верующего человека к Спасению.
Истинная Вера, основанная на личном понимании и принятии, а главное - исполнении Истинных Слов Бога, Которые около 2000 лет назад передал людям - Сын Божий от Своего Отца,... Истинных Слов Бога, засвидетельствованных учеником Сына Божьего - Йохананном (Иоанном) в книге, которую называют Евангелие от Иоанна.    

Мир вам ).