Роль императора Константина I в создании христианства. Часть вторая - "святой" еретик. Арианство и раскол в христианстве.

The role of emperor Constantine I in the creation of christianity. Part two - the "holy" heretic. Arianism and schism in christianity.

     В первой части я рассказывал про некоторые особенности правления Константина I, а также про его личные качества.
Во второй части хочу более подробно затронуть важные вопросы связанные с религиозной политикой римского императора.

     
     Начну с небольшого предисловия и расскажу о таком христианском явлении как "арианство".
"Ариа́нство — одно из ранних течений в христианстве в IV—VI веках н. э., утверждавшее начальную тварность Бога-Сына, позднее — неединосущность его с Богом-Отцом (антитринитаризм). Получило название по имени основоположника учения, александрийского священника Ария (др.-греч. Ἄρειος), умершего в 336 году." (Википедия).

    Основоположником арианства был Арий - один из известнейших раннехристианских ересиархов.
Именно его деятельность и его учение приведет к первому крупнейшему расколу христианской церкви, который назовут "Арианский спор".
Конфликт - горячая стадия которого продлится более 55 лет, а его последствия будут ощутимы еще сотни лет, вплоть до 680 года, когда арианство прекратит свое существование.
  
    Но обо всем по порядку.

    Все началось во время выборов на пост епископа Александрийской церкви.
На епископскую кафедру претендовал Арий, занимавший тогда пост пресвитера Александрийской церкви.
Его оппонентом был - Александр (Александр Александрийский).
Александр выиграл выборы у Ария с минимальным перевесом и стал епископом Александрийской церкви.
Но Арий, по всей видимости, не принял такое положение вещей и начал открыто критиковать взгляды своего нового "шефа".
Он публично вступил в спор с епископом Александром.
Но публичные диспуты с новым начальством закончились для Ария - отлучением от церкви.
Что послужило началом продолжительного конфликта в христианской церкви, названным впоследствии "Арианским спором".
    После того как епископ Александрийской Церкви отлучил Ария от церкви, конфликт стал быстро распространятся в христианской среде.
Только в городе Александрии на сторону Ария стало около трети представителей клира, среди которых - 12 диаконов, 7 пресвитеров и 2 епископа.
    В итоге образовалось два противоборствующих христианских лагеря.
Одна сторона состоящая из сторонников Ария, названных впоследствии арианами.
И их оппоненты - в лице сторонников Александра, которых по словам историков было в два раза больше.

    Кульминацией начальной стадии раскола стал созванный по инициативе Константина I - Никейский собор 325 года.
Где арианство было осуждено, а Арий сослан в Иллирию.
  
    Но впоследствии Константин изменил свое решение на прямо-противоположное.
Спустя 10 лет после Никейского, римский император созвал еще один собор, получивший название "Тирский собор".
Именно "Тирский собор" 335 года, очень редко упоминается в христианской среде (если вообще про этот собор открыто говорят).
На этом соборе арианство было оправданно, и осужден приемник Александра Александрийского (который в 326 году скончался) - архиепископ Александрийский Афанасий.
В итоге - теперь уже архиепископа Афанасия сослали в Трир, как в свое время поступили с Арием.
    Таким образом арианство обрело свою легитимность и приоритетность, а также  вытеснило своих оппонентов - сторонников Александра из высшей религиозной власти римской империи.
    Но во времена правления императора Феодосия I, арианство повторно утратило свои привилегированные позиции.
На созванном по инициативе римского императора Феодосия "Первом Константинопольском соборе" 381 года, арианство было окончательно осуждено и признано - ЕРЕСЬЮ.

     Последствия же этого противостояния будут проявятся в христианстве еще продолжительное время - около трех веков.
Арианство достаточно долго просуществует среди германских племен, в том числе на территории бывшей западной римской империи, где впоследствии образуется Лангобардское королевство (568-774 годов).
И только (предположительно) в 680 году наступит окончательный упадок арианства, что собственно и завершит более 350 летний христианский спор и конфликт.
Первый крупный христианский раскол, но далеко не последний...
  
     Но вернемся к Константину I.
По всей видимости римского императора мало интересовали "духовные" разногласия двух религиозных сторон.
Как политик, он умело воспользовался христианским расколом в своих интересах.
     Важным для Константина была в первую очередь лояльность и покладистость "высшего" христианского духовенства.
Именно поэтому вначале император выбрал наиболее многочисленную сторону конфликта.
Но укрепив свое религиозное влияние, Константин решил не обращать внимание на количественное преимущество и выбрал то, что по его мнению, более соответствовало его языческому мировоззрению.
  
    Во время религиозного противостояния, римский император применил принцип "разделяй и властвуй".
Он умело воспользовался конфликтной ситуацией и поспособствовал тому, что привело к созданию двух противоборствующих религиозных фракций.
Эти фракции соперничали между собою в борьбе за религиозную власть и влияние в римской империи.

    Главное, за что шла борьба между двумя христианскими группами представителей религиозной элиты - это за благосклонность и покровительство Константина I.
Так как именно покровительство императора давало возможность высшему духовенству расширять свою власть и свое влияние в римской империи.
   Константин же в конечном итоге проявил свою благосклонность, отдав предпочтение арианству.
Более того, именно представитель арианства - епископ Евсевий Никомедийский крестил императора Константина I.
Этот религиозный обряд был совершен незадолго до смерти римского императора.

     Важно понимать, что практически все свои решения и свои религиозные нововведения относительно христианства, Константин принимал и совершал не будучи христианином.

     Все это время он оставался - язычником!

     Но несмотря на свои языческие убеждения Константин считал себя ставленником Бога... или даже самим "богом".
А так как скромностью император не отличался, то во время проведения Никейского собора он заявил высшему духовенству: «Вы — епископы внутренних дел церкви, я — поставленный от Бога епископ внешних дел».
    По сути, язычник с манией величия граничащей с помешательством или серьезным психическим расстройством, руководил созданием христианской религии.

    Более того, римский император - язычник, продолжительное время возглавлял христианскую церковь, принимая важнейшие концептуальные решения относительно духовных приоритетов церкви и кадровой политики высших религиозных кругов.  
    Будучи главой христианской церкви язычник Константин выбрал то направление в христианстве, которое наиболее отвечало его языческому мировоззрению и его политическим требованиям.
Но именно арианство возведенное Константином в особый статус, впоследствии будет осуждено и названо еретическим.
Осуждено христианским собором созванным по инициативе другого римского императора - Феодосия I.

    В дополнение к вышесказанному стоит упомянуть про последние годы правления Константина.
    В конце своей жизни Константин строил планы по захвату Персии.
Ново созданную религию он планировал использовать как предлог для вторжения.
Мотивируя военные действия, якобы защитой представителей христианского населения Персии.
Само же вторжение предполагалось как крестовый поход.
А чтобы военная кампания имела ярко выраженные религиозные признаки - Константин призвал христианских епископов сопровождать римскую армию и даже заказал палатку в форме церкви.

     Но смерть императора не позволила воплотить его планы.

     Запланированные Константином крестовые походы  будут воплощены позднее, через сотни лет, а многое из его замыслов и методов возьмут на свое "вооружение"  более поздние правители и тираны.  
     Так что христианство было для Константина, в первую очередь, политическим, религиозным и силовым механизмом для достижения своих имперских целей.

Это был инструмент власти и порабощения, инструмент насилия и деспотии.

    Константин создавал ту религию, которая соответствовала его языческому мировоззрению и его имперским замыслам.
    В последние годы своего правления он был сторонником и покровителем арианства.
Именно этому христианскому направлению в итоге он отдал свое предпочтение.
А так как арианство было позднее осуждено и названо еретическим направлением, то соответственно и Константина можно считать - еретиком и приверженцем еретического учения; ...

...   Константин I - "святой" язычник и христианский еретик - один из главных создателей христианской религии.

автор: Виктор Коростынский (vikkor), опубликовано 08.02.2020.
...
     Несколько строк по поводу своих публикаций.
    Лично я - не принимаю христианскую религию, как собственно и все другие человеческие религии и считаю, что Истинная Вера в Бога имеет существенные отличия от человеческой религии, о чем рассказывал в публикации - "Истинная Вера и религия - главные отличия." 
    ... я негативно отношусь к религиозному фанатизму, но более негативно и категорически неприемлемо я отношусь к атеистическим взглядам. Поэтому ни в коем случае я не призываю принимать какие либо атеистические взгляды или переходить из одной религии в другую, так как абсолютно все человеческие религии, независимо от их названия, по моему мнению, в большей или меньшей мере являются ошибочными духовными направлениями, ведущими в лучшем случае - в никуда. 
    ... я никого не учу и не навязываю своего мнения, кому что принимать - дело личное.
Поэтому меня не интересуют - ни споры, ни пустая полемика по поводу несоответствия взглядов. Возможен исключительно конструктивный диалог без негатива и переходов на личности по поводу фактов изложенных в моих публикациях.
   ...  свои личные взгляды и выводы с малознакомыми, агрессивно настроенными, бескультурными и тем более неадекватными людьми обсуждать - нет желания, так как это - личное, а о личном - предпочитаю говорить, только с близкими мне по взглядам людьми.   
    Лично я, верю в Единственного Истинного Бога и считаю, что только Истинная Вера может привести человека к Богу, привести верующего человека к Спасению.
Истинная Вера, основанная на личном понимании и принятии, а главное - исполнении Истинных Слов Бога, Которые около 2000 лет назад передал людям - Сын Божий от Своего Отца,... Истинных Слов Бога, засвидетельствованных учеником Сына Божьего - Йохананном (Иоанном) в книге, которую называют Евангелие от Иоанна.    

Мир вам ).