Лактанций - "христианский Цицерон" времен Константина.

Lactantius as the "christian Cicero" of the times of Constantine. 
Продолжение публикаций :  Роль императора Константина I в создании христианства. Часть первая - "святой" и "великий" злодей.  и  Роль императора Константина I в создании христианства. Часть вторая - "святой" еретик. Арианство и раскол в христианстве.


     В данной публикации хочу рассказать о человеке, который сыграл важную роль в формировании христианской идеологии;
... религиозной идеологии, которая формировалась во времена правления Константина I.
   
    Зовут этого человека - Лактанций.

     Луций Цецилий Фирмиан Лактанций (лат. Lucius Caecilius Firmianus Lactantius; около 250, Африка — около 325, Галлия) писатель, философ, поэт, историк римской империи.
     Информации про жизнь римского философа времен Константина дошло до наших дней очень мало.
Доподлинно неизвестно ни даты его рождения, ни даты его смерти.
Довольно странно как для человека занимавшего в римской империи очень важную и влиятельную должность.
Должность советника императора по религиозным вопросам.
    Именно Лактанцию император Константин доверил воспитание своего сына Криспа.
Это свидетельствует о том, насколько близок был этот человек к императорской семье.
Думаю, подобная близость сильно сказывалась на всем, что происходило в те времена с римской религией и формированием христианства в римской империи.
    Но, возможно (по моему личному мнению), близость к семье императора - могла также стать и причиной гибели философа.
Константин не отличался человеколюбием и порядочностью - в 326 году он приказал казнить свою жену - Фаусту, многих своих друзей и близких, а главное он приказал казнить своего сына Криспа, которого собственно и воспитывал Лактанций (о чем я рассказывал в публикации: Роль императора Константина I в создании христианства. Часть первая - "святой" и "великий" злодей. ).
А так как римский философ входил в число особо приближенных к императору и его семье (и соответственно очень много знал), то его также могла постичь печальная участь сына и жены императора.
В подтверждение моих предположений - хочу отметить то, что относительно казненных по приказу Константина - упоминания о несчастных впоследствии удалялись из литературных и других источников.
Возможно, в случае с Лактанцием это было применено частично, ограничившись удалением только наиболее важных сведений о нем.
Этим собственно и можно объяснить отсутствие в исторических источниках даты рождения и смерти влиятельного римского деятеля. (Но это - всего лишь моя версия).
В отношении же трудов философа - подобные меры приняты не были, так как его работы являлись составной христианской идеологии того времени.
  
   Поэтому считаю очень важным разобраться в религиозных и духовных взглядах Лактанция, так как именно его советы и подсказки служили для римского императора, возможно, главными критериями для принятия важнейших решений относительно религиозной политики проводимой в римской империи.

       Начну с того, что Лактанция в более позднее века (в эпоху Ренессанса) стали называть «христианским Цицероном».
Как по мне, довольно заслуженная аналогия.
Но для тех кто не очень знаком с деятельностью и высказываниями Цицерона - мало информативная.
Поэтому, думаю, стоит немного рассказать о Цицероне и о том, что собственно связывает этих двух философов (по моему личному мнению).
   
   Древнеримский политический деятель, оратор и философ - Цицерон  жил в I веке до нашей эры.
Марк Ту́ллий Цицеро́н (лат. Marcus Tullius Cicerō; 3 января 106 до н. э., Арпинум — 7 декабря 43 до н. э., Формия).
Ему были очень близки эллинистические взгляды.
Он считал Платона - величайшим из философов, вторым по его мнению был - Аристотель.
Цицерон достаточно критически отзывался о некоторых явлениях в римской религии.
Это касалось в первую очередь так называемых "предсказаний" римских жрецов.
Марк Туллий (Цицерон) в свое время сам был членом коллегии "авгуров".
      "Авгу́р (лат. augures) — член почётной римской жреческой коллегии, выполнявший официальные государственные гадания (главным образом ауспиции) для предсказания исхода тех или иных мероприятий по ряду природных признаков, поведению, полёту и крикам птиц (само слово происходит от латинских avis [птица] и gero [вести себя, поступать]). Понятие augurium обозначало мероприятие гадания." (Википедия).

   Поэтому он прекрасно знал о специфике так называемых "предсказаний".
Цицерон не скрывал, что "предсказатели" манипулируют сознанием людей, а сами "пророчества" в большинстве своем рассчитаны на невежество слушателей.
Он считал, что "предсказания" известных оракулов - " или прямо обманывают просителей, или намеренно туманны".
В последствии Цицерон высказал мысль о том, что "не лучше ли отказаться от веры в богов, если с ними исчезнут и все суеверия". (Википедия. Сокр. Цицерон. раздел: Религиозные взгляды.)
Как по мне - мысль очень близкая к атеистической.
  
   Но при всем этом, римский философ считал религию - очень важной составной государственного управления.
Цицерон писал: «Я утверждаю, что из уважения к государству и общественной религии к гаруспициям следует относиться с почтением» 
(Cic. De div. II, 28., Цицерон. О дивинации, II, 28. Пер. М. И. Рижского.)

Несмотря на то, что он прекрасно понимал всю суть фальсификаций и обмана римских "авгуров" - сами религиозные механизмы управлением человеческими массами, были по его мнению, очень важными и приоритетными для властей.

Вот слова римского философа по этому поводу: « ... учитывая воззрения простого народа, и в коренных интересах государства необходимо поддерживать и нравы, и религию, и учения, и права авгуров, и авторитет их коллегии». 
(Cic. De div. II, 70., Цицерон. О дивинации, II, 70. Пер. М. И. Рижского.)

То есть цинизм по отношению к простому народу у Цицерона - не имел моральных границ.

   Именно это качество, по моему мнению, во многом объединило принципы формирования государственной идеологии двух римских философов - Цицерона и Лактанция (про что более подробно - ниже).
Где для достижения целей - все средства "хороши".
И не важно, что вся эта идеология основана на лжи и манипуляциях.
Важен результат - власть над обманутым народом.

   Но вернемся к Лактанцию.
Так как о жизни этого философа информации очень мало - приходится обращаться к его трудам.
Именно работы этого человека могут пролить свет на его мировоззрение и на его духовные взгляды.
  
   Для начала, стоит упомянуть о том, что Лактанций большую часть своей жизни не являлся сторонником христианства.
У него была успешная общественная карьера.
Одно время Лактанций был профессором риторики в Никомедии.
Он был в числе наиболее авторитетных языческих философов римской империи того времени.
   Но знакомство с Константином I, кардинально изменило судьбу языческого философа.
Вместе с Константином он приступил к созданию новой римской религии.
Где за основу была взята версия еврейского эллинизма - Филона Александрийского, которая наиболее подходила под языческие взгляды как Константина, так и Лактанция.
  
    Теперь обратимся к работам Лактанция.

     В своих письменных сочинениях Лактанций использует философский подход в обосновании христианства.
При этом он обращается к выводам древних философов в контексте рассматриваемых духовных вопросов.
Наряду с критикой философских и языческих взглядов, Лактанций изредка пишет о том, что некоторые философы все же немного приблизились к пониманию некоторых духовных основ принятых также и в христианстве.
   "22. Аристотель,57 хотя [зачастую] и не соглашался сам с собой и говорил и думал противоположное себе, в целом все же утверждал, что миром руководит единый разум. 23. Платон, который считается мудрейшим из всех, прямо и открыто защищал монархию и называл Бога не эфиром, не разумом, не природой, а, как есть, Богом, Которым был сотворен и чудесным образом устроен мир. 24. Цицерон, во многом следуя и подражая ему, неоднократно признавал Бога, и называл Его Всевышним в тех книгах, которые он написал о законах...."
(Божественные установления.Книга I. О ложной религии.)


   Хотя в конце книги, он же утверждает, что философский путь духовного познания в контексте христианства, по его мнению - ошибочный ("далек от истины").
   "30. 1. Я показал, насколько позволяла моя заурядность, что путь философов весьма далек от истины. Тем не менее, я понимаю, насколько много я упустил, но ведь я и не вел специального рассуждения против философов."
(Божественные установления. Книга III. О ложной мудрости.)


Но вот что важно.

   Как аргумент правдивости и правильности христианского учения - Лактанций регулярно проводит параллель с высказываниями Сивилл.
Он приводит их слова как неопровержимые аргументы в защиту христианских взглядов.

Для справки о Сивиллах.
    "Сиви́ллы, сибиллы (др.-греч. σίβυλλαι, ед. ч. σίβυλλα, лат. sibylla, sibulla, -ae) — в античной культуре[1] пророчицы и прорицательницы, экстатически предрекавшие будущее, зачастую бедствия." (Википедия).

   К примеру, Лактанций берет выдержки из текстов принятых в христианстве и проводит параллель изложенного с высказыванием Сивиллы.

    "22. В другой же раз, когда Он уснул в лодке, очнувшись ото сна, Он повелел ветру немедленно утихнуть, и буря, которая испугала многих, успокоилась: и тут же по слову Его установилась тишина.449 23. Может быть, клевещут Священные Писания, утверждая, что подобное было во власти Его, что властью Своей Он заставил, чтобы ветра утихали и море подчинялось, и чтобы болезни отступали, и мертвые воскресали?
24. Но это же предсказали стихами своими Сивиллы, одна из которых, чей [стих] приведен выше, так говорит:
Словом же Он успокоит ветра и море разгладит, Всюду покой принесет и веру, по свету скитаясь.450
25. И другая ей вторит:
Будет ходить по волнам, людей избавлять от болезней, Мертвых поднимет и прочь отгонит тяжелые муки, Всех из котомки одной Он досыта хлебом накормит.451"
(Книга IV. Об истинной мудрости).


    Высказывания Сивилл являются (по мнению Лактанция) в данной интерпретации неким эталоном истинности.

    Подобные упоминания о Сивиллах встречаются в работах Лактанция регулярно.
Наряду с христианскими источниками - Септуаги́нты (греческий перевод книги "Танах", впоследствии - Ветхий Завет), а также более поздних книг, которые были включены в Новый Завет - Лактанций использует для обоснования христианства - высказывания Сивилл.
   По сути, он проводит параллели текстов Писания с "книгами Сивилл".

О "книгах Сивилл":
    "Книги Сивилл — название нескольких античных стихотворных сборников, написанных гексаметром на древнегреческом языке, которые, как считалось, содержали произнесённые сивиллами пророчества. Дошедший до наших дней сборник содержит около 4000 стихов, составляющих 14 песен и написанных во II веке до н. э. — IV веке н. э." (Википедия).

    Хочу заметить, что к "книгам Сивилл" до введения христианства - в Риме относились с особым почтением.
Более того, к некоторым "книгам Сивилл" был строго ограниченный доступ.

   "Книги хранились в каменном ящике под сводом храма Юпитера Капитолийского и были тайными[4]. Для обращения к ним требовалось специальное постановление сената."
(Википедия).


    Сивиллы являлись неотъемлемой частью древней языческой религиозной культуры.
Они были важной составной как римской религии так и эллинизма.
О Сивилле упоминал греческий философ Гераклит в 5 веке до нашей эры.
На основании "предсказаний" Сивилл - частично строилась идеология древних языческих религий.

    Именно эту важную часть язычества - христианский идеолог Лактанций постарался объединить с христианством.
Он неоднократно обращается в своих работах к "Эритрейской Сивилле" родителями которой, согласно языческой мифологии, были Аполлон и Ламия.
Но что самое циничное, именно эту языческую Сивиллу - Лактанций упоминает в контексте с Сыном Божьим.

  "5. Эритрейская Сивилла в начале своей песни, к которой ее побуждает Всевышний Бог, такими словами предсказывает, что Сын Божий будет вождем и повелителем [imperatorem] всех:
Он питающий все Создатель, вложивший дыханье
Сладкого всем и
Вождя для смертных всех сотворивший?
И еще раз в конце той же песни:
Сыном великого Бога те люди Его называют,397
И другая Сивилла предрекает, что Он должен быть почитаем: Так почти же Его как Бога и Божьего Сына"
(Книга IV. Об истинной мудрости)


    Лактанций пишет о том, что языческую Сивиллу якобы "побуждает Всевышний Бог" (Книга IV. Об истинной мудрости. 5.).
Далее он регулярно упоминает слова Сивилл в контексте, но что более важно - в утверждении христианского учения.
А в подтверждении того, что все это не "его выдумки" (не выдумки христиан!) он цитирует Эритрейскую Сивиллу где она называет себя "великой пророчицей Бога". (Книга IV. Об истинной мудрости. 26).
При этом - свое сочинение Лактанций называет "Об истинной мудрости."
Думаю, комментарии здесь излишни.

    Лактанций продолжил дело своих предшественников.
    Методы Цицерона, где "предсказания" авгуров, которые по своей сути были обманом и манипуляцией сознанием людей для достижения контроля над человеческими массами, были повторно применены для подобных целей. 
Применены римским философом времен Константина, но уже с использованием "предсказаний" (лжепророчеств) языческих Сивилл. 
Тем самым (по моему мнению) вполне заслуженно получив свое звание - христианского Цицерона.

   Следуя примеру Филона Александрийского, он использовал принцип смешения и адаптации.
И если Филон, во многом, объединил эллинизм с иудаизмом, то Лактанций смешал важную часть язычества - книги Севилл и изложенные в них псевдо-пророчества с элементами христианства.

  Стоит также упомянуть о том, что в своих работах, подобно Иосифу Флавию - Лактанций осыпал дифирамбами римского императора.

   "13. Приступаем мы ныне к труду этому по власти имени твоего, император великий Константин, ты первый из римских императоров, кто, отвергнув заблуждения, узнал и восславил величие единственного и истинного Бога. Ибо когда тот день счастливейший озарил круг земной, когда Бог Всевышний поднял тебя, спаситель мира, на вершину блаженной власти, ты освятил желанное правление славным начинанием, когда, вернув изгнанную и поруганную справедливость, ты очистил землю от злодеяний других. ..."
(Божественные установления.Книга I. О ложной религии.)

  
   Лактанций не скупился на эпитеты прославляя жестокого убийцу и лжеца - Константина, который практически до последних дней своей жизни так и оставался язычником.
Что красноречиво свидетельствует о  степени "достоверности" или "правдивости" изложения многих других "фактов" и выводов в работах римского философа.

    Лактанций был "карманным идеологом" императора Константина I.
С помощью разработанного им религиозно-философского учения, общие с императором языческие взгляды были внедрены в христианскую религию, и наряду с другими "новшествами", были распространены в римской империи.

    Лактанций соединил христианство с наиболее древней и наиболее важной языческой составной - с "книгами Сивилл".
Но несмотря на все эти языческие нововведения, и на все его высказывания с ярко выраженным языческим подтекстом, христианское сообщество НЕ признало Лактанция - еретиком.
Не признают его работы еретическими и сейчас.
Хотя некоторые негативные высказывания все таки были.
    Но наряду с очень сомнительными (по своей духовной позиции) вышеупомянутыми работами - Лактанций создал ряд сочинений на тему гонений христиан.
Поэтому, по всей видимости, на некоторые ярко выраженные языческие выводы христианского философа - высшее христианское руководство решило "закрыть глаза".
   
    Хочу отметить, что сочинения Лактанция до сих пор остаются востребованными в христианстве и являются частью ее идеологии.
Хотя "книги Сивилл", на которые ссылается автор, в христианском сообществе каноническими не считаются.
Более того, в 405 году, уже во времена христианства в римской империи, большинство "книг Сивилл" были сожжены.
Сожжены по приказу правителя западной римской империи.
   Но несмотря на неопределенность в вопросе самих "книг Сивилл", к носителю идеи совмещения этой части язычества с христианством - по всей видимости, претензий со стороны самих христиан - НЕТ!

Это многое объясняет.

    Судя по тому, что официального опровержения выводов авторитетного христианского учителя - Лактанция, основанных на язычестве и языческих источниках, со стороны христианского руководства - НЕТ, так же как и нет осуждений со стороны христианских соборов.
Может ли это означать, что данные языческие взгляды являются принятыми в христианстве?!
    Для определенных кругов - вполне возможно...

    Соответственно, напрашивается вывод, что по примеру Цицерона и его более позднего аналога - Лактанция, для христианского высшего духовенства не важны средства для достижения целей.
Также неважно, что средства зачастую основаны на лжи, языческих принципах и языческих ценностях.
Для христианского руководства, в первую очередь важен результат - власть над обманутыми.


автор: Виктор Коростынский (vikkor), опубликовано 22.02.2020.
...
     Несколько строк по поводу своих публикаций.
    Лично я - не принимаю христианскую религию, как собственно и все другие человеческие религии и считаю, что Истинная Вера в Бога имеет существенные отличия от человеческой религии, о чем рассказывал в публикации - "Истинная Вера и религия - главные отличия." 
    ... я негативно отношусь к религиозному фанатизму, но более негативно и категорически неприемлемо я отношусь к атеистическим взглядам. Поэтому ни в коем случае я не призываю принимать какие либо атеистические взгляды или переходить из одной религии в другую, так как абсолютно все человеческие религии, независимо от их названия, по моему мнению, в большей или меньшей мере являются ошибочными духовными направлениями, ведущими в лучшем случае - в никуда. 
    ... я никого не учу и не навязываю своего мнения, кому что принимать - дело личное.
Поэтому меня не интересуют - ни споры, ни пустая полемика по поводу несоответствия взглядов. Возможен исключительно конструктивный диалог без негатива и переходов на личности по поводу фактов изложенных в моих публикациях.
   ...  свои личные взгляды и выводы с малознакомыми, агрессивно настроенными, бескультурными и тем более неадекватными людьми обсуждать - нет желания, так как это - личное, а о личном - предпочитаю говорить, только с близкими мне по взглядам людьми.   
    Лично я, верю в Единственного Истинного Бога и считаю, что только Истинная Вера может привести человека к Богу, привести верующего человека к Спасению.
Истинная Вера, основанная на личном понимании и принятии, а главное - исполнении Истинных Слов Бога, Которые около 2000 лет назад передал людям - Сын Божий от Своего Отца,... Истинных Слов Бога, засвидетельствованных учеником Сына Божьего - Йохананном (Иоанном) в книге, которую называют Евангелие от Иоанна.    

Мир вам ).