Двуличие, разногласия и конфликты в христианстве.
Про библейский канон и ереси. Часть первая.
В христианстве существуют такие понятия как ересь и еретик (ересиарх).
"Е́ресь (др.-греч. αἵρεσις — «выбор, направление, школа, учение, секта») — сознательное отклонение от считающегося кем-либо верным религиозного учения, предлагающее иной подход к религиозному учению. Таким образом, представители двух разных течений религиозного учения могут взаимно обвинить друг друга в ереси." (Википедия).
Дело в том, что многих, кого христиане называют еретиками - они же именуют христианами.
Но самое интересное то, что одни христиане могут считать определенного человека - еретиком, а другие (также христиане) - могут не разделять данного мнения.
Более того, то что считается еретическим учением в одних христианских кругах - в других (также христианских), может исповедоваться и даже являться частью догматики.
Но возникает вопрос: если сами христиане называют кого либо еретиком, то можно ли считать этого человека - христианином?
В первые века существовало большое количество различных религиозных учений и направлений, в том числе христианских.
Но касательно самого определения "христианин" - с самого начала не все было так однозначно.
К примеру, христианский авторитетный историк Евсе́вий Кесари́йский в своих трудах, посылаясь на свидетельства Филона Александрийского, прямо дает понять кого он считает христианами.
Но людей о которых пишет Евсевий - Филон называет "терапевтами".
Именно "терапевтами", а не "христианами".
Но это не помешало христианскому историку Евсевию, причислить живших в первом веке н.э. (в окрестностях Александрии) "терапевтов" - к христианам.
Относительно же тех, кого в свое время признали еретиками (в том числе после смерти) - сложно сказать, кем они считали себя при жизни.
Так как довольно много письменных работ, так называемых "христианских инакомысленников", в особенности ранних, были утеряны или сознательно уничтожены.
Уничтожены христианской церковью или представителями римской власти.
Из этого можно сделать вывод, что звание "еретик" не гарантирует христианского прошлого.
А причисление к христианам - не всегда достоверное.
Даже в наше время, не всегда просто определить кого христиане считают "своими", а кого нет.
Вот список наиболее известных ересиархов (еретиков):
"Наиболее известные ересиархи
В хронологическом порядке
Василид (деят. 117—138 годы)
Павел Самосатский (200—275)
Лукиан Антиохийский (ум. 312)
Арий, основатель арианства (256—336)
Аполлинарий Лаодикийский (ок. 310 — ок. 390)
Евномий (ум. ок. 394)
Пелагий (ок. 360 — после 431)
Евтихий (ок. 370 — после 454)
Несторий (после 381 — ок. 451)
Севир Антиохийский (465—538)
Василий Богомил (ум. 1118)
Феодосий Косой середина XVI века"
(Википедия).
Хочу заметить, что в списке известных ересиархов отсутствует - Маркион (др.-греч. Μαρκίων; ок. 85 — ок. 160 годы) — христианский богослов, ересиарх.
... но что самое важное - отсутствует Ориге́н Адама́нт (др.-греч. Ὠριγένης Ἀδαμάντιος, лат. Origenes Adamantius; ок. 185, Александрия — ок. 254, Тир) — греческий христианский теолог, философ, учёный."(Википедия).
Но именно Ориген стал камнем преткновения и раздора в христианстве, наряду с Арием.
Нет в списке отлученного в свое время от церкви и в одночасье - признанного христианского реформатора - Мартина Лютера.
Про Оригена, Ария и Мартина Лютера планирую рассказать немного позднее, в следующих публикациях.
Начну с ране-христианского ересиарха - Маркиона.
В том, что его не очень любят вспоминать есть уважительные причины,
... которые кроются в его взглядах.
Дело в том, что Маркион отвергал Ветхий Завет.
Правдивым он считал только одно из четырех Евангелий - Евангелие от Луки, которое отличалось по тексту от канонического Евангелия от Луки, и не содержало в себе первых двух глав.
Но Маркион - не единственный кто выборочно принимал книги, которые позднее вошли в библейский канон.
Одним из первых, по мнению христианских историков, кто дает самое раннее свидетельство об утверждении четырех канонических Евангелий был - Ирине́й Лио́нский (130 - 202 г. н.э).
"До Иринея христиане расходились во мнениях относительно того, какое Евангелие они предпочитали. Христиане Малой Азии предпочитали Евангелие от Иоанна. Евангелие от Матфея было самым популярным в целом. [39]" (Википедия. Английская версия. Раздел: Scripture).
С самого начала у христиан не было единства в том, какие писания считать правдивыми (духовными), а какие - нет.
Первое, признанное в христианском мире свидетельство с перечислением "правильных" книг, которое получило название "Мураториев канон" - составлено (по мнению христиан) в 142—157 годах нашей эры.
Но в данной рукописи наряду с другими книгами, позднее вошедших в канон, указаны - Апокалипсис Петра, а также книга «Па́стырь» Е́рма.
В перечне найденных книг "Свитков Мёртвого моря" указанны "Книга Еноха" и "Книга Юбилеев", которые также не вошли в библейский канон большинства христианских конфессий.
Но что самое важное - единства в том, какие книги считаются каноническими - НЕТ в христианстве и в наше время.
"В славяно-русской Библии содержится 77 книг, в греческой Библии — 76 книг (и одна в Приложении), Новая Вульгата, используемая в католицизме — 73 книги, в большинстве протестантских Библий — 66 книг. При этом в православии и протестантизме только 66 книг признаны каноническими (богодухновенными, то есть содержащие непреложную истину), в католицизме таких книг 73[2]." (Википедия).
Про библейский канон и ереси. Часть первая.
В христианстве существуют такие понятия как ересь и еретик (ересиарх).
"Е́ресь (др.-греч. αἵρεσις — «выбор, направление, школа, учение, секта») — сознательное отклонение от считающегося кем-либо верным религиозного учения, предлагающее иной подход к религиозному учению. Таким образом, представители двух разных течений религиозного учения могут взаимно обвинить друг друга в ереси." (Википедия).
Дело в том, что многих, кого христиане называют еретиками - они же именуют христианами.
Но самое интересное то, что одни христиане могут считать определенного человека - еретиком, а другие (также христиане) - могут не разделять данного мнения.
Более того, то что считается еретическим учением в одних христианских кругах - в других (также христианских), может исповедоваться и даже являться частью догматики.
Но возникает вопрос: если сами христиане называют кого либо еретиком, то можно ли считать этого человека - христианином?
В первые века существовало большое количество различных религиозных учений и направлений, в том числе христианских.
Но касательно самого определения "христианин" - с самого начала не все было так однозначно.
К примеру, христианский авторитетный историк Евсе́вий Кесари́йский в своих трудах, посылаясь на свидетельства Филона Александрийского, прямо дает понять кого он считает христианами.
Но людей о которых пишет Евсевий - Филон называет "терапевтами".
Именно "терапевтами", а не "христианами".
Но это не помешало христианскому историку Евсевию, причислить живших в первом веке н.э. (в окрестностях Александрии) "терапевтов" - к христианам.
Относительно же тех, кого в свое время признали еретиками (в том числе после смерти) - сложно сказать, кем они считали себя при жизни.
Так как довольно много письменных работ, так называемых "христианских инакомысленников", в особенности ранних, были утеряны или сознательно уничтожены.
Уничтожены христианской церковью или представителями римской власти.
Из этого можно сделать вывод, что звание "еретик" не гарантирует христианского прошлого.
А причисление к христианам - не всегда достоверное.
Даже в наше время, не всегда просто определить кого христиане считают "своими", а кого нет.
Вот список наиболее известных ересиархов (еретиков):
"Наиболее известные ересиархи
В хронологическом порядке
Василид (деят. 117—138 годы)
Павел Самосатский (200—275)
Лукиан Антиохийский (ум. 312)
Арий, основатель арианства (256—336)
Аполлинарий Лаодикийский (ок. 310 — ок. 390)
Евномий (ум. ок. 394)
Пелагий (ок. 360 — после 431)
Евтихий (ок. 370 — после 454)
Несторий (после 381 — ок. 451)
Севир Антиохийский (465—538)
Василий Богомил (ум. 1118)
Феодосий Косой середина XVI века"
(Википедия).
Хочу заметить, что в списке известных ересиархов отсутствует - Маркион (др.-греч. Μαρκίων; ок. 85 — ок. 160 годы) — христианский богослов, ересиарх.
... но что самое важное - отсутствует Ориге́н Адама́нт (др.-греч. Ὠριγένης Ἀδαμάντιος, лат. Origenes Adamantius; ок. 185, Александрия — ок. 254, Тир) — греческий христианский теолог, философ, учёный."(Википедия).
Но именно Ориген стал камнем преткновения и раздора в христианстве, наряду с Арием.
Нет в списке отлученного в свое время от церкви и в одночасье - признанного христианского реформатора - Мартина Лютера.
Про Оригена, Ария и Мартина Лютера планирую рассказать немного позднее, в следующих публикациях.
Начну с ране-христианского ересиарха - Маркиона.
В том, что его не очень любят вспоминать есть уважительные причины,
... которые кроются в его взглядах.
Дело в том, что Маркион отвергал Ветхий Завет.
Правдивым он считал только одно из четырех Евангелий - Евангелие от Луки, которое отличалось по тексту от канонического Евангелия от Луки, и не содержало в себе первых двух глав.
Но Маркион - не единственный кто выборочно принимал книги, которые позднее вошли в библейский канон.
Одним из первых, по мнению христианских историков, кто дает самое раннее свидетельство об утверждении четырех канонических Евангелий был - Ирине́й Лио́нский (130 - 202 г. н.э).
"До Иринея христиане расходились во мнениях относительно того, какое Евангелие они предпочитали. Христиане Малой Азии предпочитали Евангелие от Иоанна. Евангелие от Матфея было самым популярным в целом. [39]" (Википедия. Английская версия. Раздел: Scripture).
С самого начала у христиан не было единства в том, какие писания считать правдивыми (духовными), а какие - нет.
Первое, признанное в христианском мире свидетельство с перечислением "правильных" книг, которое получило название "Мураториев канон" - составлено (по мнению христиан) в 142—157 годах нашей эры.
Но в данной рукописи наряду с другими книгами, позднее вошедших в канон, указаны - Апокалипсис Петра, а также книга «Па́стырь» Е́рма.
Обе вышеупомянутые книги не были включены в библейский канон, то есть официально не признанны христианской церковью.
Подчеркну, в первом признанном в христианстве рукописном свидетельстве "правильных писаний" - указаны книги, которые не включены в библейский канон.
Также следует упомянуть о "Кумранских рукописях", или о "Свитках Мёртвого моря".
"Кумранские рукописи, или свитки Мёртвого моря — название манускриптов, обнаруженных, начиная с 1947 года, в пещерах Кумрана, в пещерах Вади-Мураббаат[en] (к югу от Кумрана), в Хирбет-Мирде (к юго-западу от Кумрана), а также в ряде других пещер Иудейской пустыни и в Масаде. Свитки, найденные в Кумране, датируются периодом с III века до н. э. по I век н. э. и имеют огромное историческое, религиозное и лингвистическое значение. Исследование рукописей подтвердило, что по крайней мере некоторые из них были написаны именно в Кумранской общине[1]. " (Википедия).В перечне найденных книг "Свитков Мёртвого моря" указанны "Книга Еноха" и "Книга Юбилеев", которые также не вошли в библейский канон большинства христианских конфессий.
Но что самое важное - единства в том, какие книги считаются каноническими - НЕТ в христианстве и в наше время.
"В славяно-русской Библии содержится 77 книг, в греческой Библии — 76 книг (и одна в Приложении), Новая Вульгата, используемая в католицизме — 73 книги, в большинстве протестантских Библий — 66 книг. При этом в православии и протестантизме только 66 книг признаны каноническими (богодухновенными, то есть содержащие непреложную истину), в католицизме таких книг 73[2]." (Википедия).
Добавлю: в каноне эфиопской православной церкви Теваэдо содержится - 81 книга.
В христианстве очень негативно относятся к тем, кто не признает канонические книги, которые являются частью Библии.
Таких людей приравнивают к еретикам.
Но вот в чем парадокс - единства в признании "правильных" книг у самих христиан различных конфессий также - НЕТ.
Так что единственного, общепризнанного библейского канона в христианстве - НЕ СУЩЕСТВУЕТ !!!
Как и не было его с самого начала создания христианства;
... звание "еретик" не гарантирует христианского прошлого,
... а причисление к христианам - не всегда достоверное.
В христианстве очень негативно относятся к тем, кто не признает канонические книги, которые являются частью Библии.
Таких людей приравнивают к еретикам.
Но вот в чем парадокс - единства в признании "правильных" книг у самих христиан различных конфессий также - НЕТ.
Так что единственного, общепризнанного библейского канона в христианстве - НЕ СУЩЕСТВУЕТ !!!
Как и не было его с самого начала создания христианства;
... звание "еретик" не гарантирует христианского прошлого,
... а причисление к христианам - не всегда достоверное.
автор: Виктор Коростынский (vikkor), опубликовано 04.01.2020.
...
Несколько строк по поводу
своих публикаций.
Лично я - не принимаю христианскую религию, как
собственно и все другие человеческие религии и считаю, что Истинная
Вера в Бога имеет существенные отличия от человеческой религии, о чем
рассказывал в публикации - "Истинная Вера и религия - главные отличия."
...
я негативно отношусь к религиозному фанатизму, но более негативно и
категорически неприемлемо я отношусь к атеистическим взглядам. Поэтому
ни в коем случае я не призываю принимать какие либо атеистические
взгляды или переходить из одной религии в другую, так как абсолютно все
человеческие религии, независимо от их названия, по моему мнению, в
большей или меньшей мере являются ошибочными духовными направлениями,
ведущими в лучшем случае - в никуда.
... я никого не учу и не навязываю своего мнения, кому что принимать - дело личное.
Поэтому меня не интересуют - ни споры, ни пустая полемика по поводу несоответствия взглядов. Возможен исключительно конструктивный диалог без негатива и переходов на личности по поводу фактов изложенных в моих публикациях.
... свои личные взгляды и выводы с малознакомыми, агрессивно настроенными, бескультурными и тем более неадекватными людьми обсуждать - нет желания, так как это - личное, а о личном - предпочитаю говорить, только с близкими мне по взглядам людьми.
... свои личные взгляды и выводы с малознакомыми, агрессивно настроенными, бескультурными и тем более неадекватными людьми обсуждать - нет желания, так как это - личное, а о личном - предпочитаю говорить, только с близкими мне по взглядам людьми.
Лично я, верю в
Единственного Истинного Бога и считаю, что только Истинная Вера может
привести человека к Богу, привести верующего человека к Спасению.
Истинная Вера, основанная на личном понимании и принятии, а главное - исполнении Истинных Слов Бога, Которые около 2000 лет назад передал людям - Сын Божий от Своего Отца,... Истинных Слов Бога, засвидетельствованных учеником Сына Божьего - Йохананном (Иоанном) в книге, которую называют Евангелие от Иоанна.
Истинная Вера, основанная на личном понимании и принятии, а главное - исполнении Истинных Слов Бога, Которые около 2000 лет назад передал людям - Сын Божий от Своего Отца,... Истинных Слов Бога, засвидетельствованных учеником Сына Божьего - Йохананном (Иоанном) в книге, которую называют Евангелие от Иоанна.
Мир вам ).